Использование конструктора ТИКО «Звуки» в коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Мышление у детей дошкольного возраста преимущественно наглядно – образное.
По данным исследований у дошкольников со стертой формой дизартрии имеющиеся нечеткие артикуляторные образы приводят к тому, что грани между слуховыми признаками звуков (которые отличают звуки друг от друга) стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению дефектов звукопроизношения.
Поэтому в своей работе с детьми среднего возраста с ОВЗ, а конкретно имеющими ТНР, для меня стало особенно актуальным применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи и навыков звукового анализа.
Конструкторы ТИКО позволяют сделать процесс коррекции разнообразным и интересным, формируя «Физиологический образ звука».
В ходе знакомства с конструкторами дети последовательно и в системе учатся рассказывать об артикуляционном укладе каждого звука, опираясь на речевой образец взрослого и наблюдая за ним и своими ощущениями – вибрацией голосовых связок, положением губ, зубов, языка, характером выдыхаемой струи, силу, направленность выдоха.
Все это позволяет осознанно относиться к выработке соответствующих артикуляционных укладов и подстраивать/настраивать свою артикуляцию до получения нормативного звука с одновременным формированием звукового анализа и подготовке к обучению грамоте и овладению чтением.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
- Уточнение понятий арт. Аппарата, знакомство с деталями конструктора.
- Демонстрация артик. Образа звука С, нормативного произношения, с предъявлением символа «насос»
- Сравнение с неречевыми звуками – льется водичка, свистит холодный ветерок, качает насос шины
- Еще раз ССС – уточняем положение органов арт. Аппарата: губ, зубов, языка, характеризуем выдыхаемую воздушную струю, работу голосовых связок – с предъявлением символов.
- Рассказ по составленной дорожке – ребенок с опорой на заполненную схему звука дает его полную артикуляционную характеристику.
- В дальнейшем закрепление через словесное описание артикуляции и самостоятельное воспроизведение – составление схемы.
На этапе автоматизации подбор речевого материала с учетом фонетически оптимальной позиции звука в слогах и словах также способствует формированию кинестетического и кинетического праксиса. Использование ТИКО при введении вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет фиксировать внимание ребенка на приемах самоконтроля за артикуляцией звука.
На этапе дифференциации звуков ребенок сравнивает схемы и соотносит условные обозначения – символы с полученными им самим ощущениями:
- Игра на звукоподражание: «Накачать насос», «Позвени, как комар», «Пошипи, как змея», «Погуди, как самолет», «Порычи, как тигр».
- Пройди по цепочке и назови звуки С-Ш (стрелочки или символы насос-змея).
- Послушай и исправь ошибки(стрелочки).
Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения с набором ТИКО помогает сформировать осознанные представления о положении органов артикуляции при произнесении этого звука, выработать тактильные и кинестетические ощущения, развивать речеслуховое внимание и память.