МАДОУ "ЦРР - детский сад "Академия детства "
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад - "Академия детства»
Добро пожаловать на сайт МАДОУ "ЦРР - детский сад "Академия детства "
  • 8 (34394) 5-17-08, 5-17-03
  • madou82021@yandex.ru

Использование конструктора ТИКО «Звуки» в коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Добавлено: 29 января 2024 9:18
118 просмотров |

Мышление у детей дошкольного возраста преимущественно наглядно – образное.

По данным исследований у дошкольников со стертой формой дизартрии имеющиеся нечеткие артикуляторные образы приводят к тому, что грани между слуховыми признаками звуков (которые отличают звуки друг от друга) стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению дефектов звукопроизношения.

Поэтому в своей работе с детьми среднего возраста с ОВЗ, а конкретно имеющими ТНР, для меня стало особенно актуальным применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи и навыков звукового анализа.

Конструкторы ТИКО позволяют сделать процесс коррекции разнообразным и интересным, формируя «Физиологический образ звука».

В ходе знакомства с конструкторами дети последовательно и в системе учатся рассказывать об артикуляционном укладе каждого звука, опираясь на речевой образец взрослого и наблюдая за ним и своими ощущениями – вибрацией голосовых связок, положением губ, зубов, языка, характером выдыхаемой струи, силу, направленность выдоха.

Все это позволяет осознанно относиться к выработке соответствующих артикуляционных укладов и подстраивать/настраивать свою артикуляцию до получения нормативного звука с одновременным формированием звукового анализа и подготовке к обучению грамоте и овладению чтением.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  • Уточнение понятий арт. Аппарата, знакомство с деталями конструктора.
  • Демонстрация артик. Образа звука С, нормативного произношения, с предъявлением символа «насос»
  • Сравнение с неречевыми звуками – льется водичка, свистит холодный ветерок, качает насос шины
  • Еще раз ССС – уточняем положение органов арт. Аппарата: губ, зубов, языка, характеризуем выдыхаемую воздушную струю, работу голосовых связок – с предъявлением символов.
  • Рассказ по составленной дорожке – ребенок с опорой на заполненную схему звука дает его полную артикуляционную характеристику.
  • В дальнейшем закрепление через словесное описание артикуляции и самостоятельное воспроизведение – составление схемы.

На этапе автоматизации подбор речевого материала с учетом фонетически оптимальной позиции звука в слогах и словах также способствует формированию кинестетического и кинетического праксиса. Использование ТИКО при введении вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет фиксировать внимание ребенка на приемах самоконтроля за артикуляцией звука.

         На этапе дифференциации звуков ребенок сравнивает схемы и соотносит условные обозначения – символы с полученными им самим ощущениями:

  • Игра на звукоподражание: «Накачать насос», «Позвени, как комар», «Пошипи, как змея», «Погуди, как самолет», «Порычи, как тигр».
  • Пройди по цепочке и назови звуки С-Ш (стрелочки или символы насос-змея).
  • Послушай и исправь ошибки(стрелочки).

Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения с набором ТИКО помогает сформировать осознанные представления о положении органов артикуляции при произнесении этого звука, выработать тактильные и кинестетические ощущения, развивать речеслуховое внимание и память.


Поделиться: