МАДОУ "ЦРР - детский сад "Академия детства "
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад - "Академия детства»
Добро пожаловать на сайт МАДОУ "ЦРР - детский сад "Академия детства "
  • 8 (34394) 5-17-08, 5-17-03
  • madou82021@yandex.ru

Консультация для родителей «К чтению готов?»

Добавлено: 16 мая 2024 14:47
38 просмотров |

Каждому навыку — свое время.

Многочисленные исследования давно доказали, что раннее овладение чтением прекрасно развивает мышление, внимание, память и логику малыша. Поэтому, начиная заниматься с детьми, развивать и обучать их, родители думают первым делом о том, как научить малыша читать. Они, как правило, считают, что это самое главное звено в цепи раннего развития ребенка. Ставится четкая цель — обязательно научить чадо грамоте, да еще, желательно, в кратчайшие сроки. Родители прикладывают большие усилия в обучении чтению, нередко забывая про то, что ребёнка надо развивать всесторонне. Мало того, часто целью взрослых является не само развитие малыша, а возможность гордиться его одаренностью перед знакомыми. Однако при такой постановке вопроса вы только измучаете и себя и ребенка, привьете ему отвращение и страх перед учебой и даже можете нанести серьезный урон психике маленького человека.

Ни в коем случае не ставьте себе сроков, в течение которых «обязаны» научить ребенка читать. Не сравнивайте ваше дитя с другими, которые бойко читают уже в два с половиной года. У каждого ребенка свой путь в жизни, свои темпы освоения того или иного навыка. Лучше двигаться потихонечку, наблюдать за ребенком: что ему интересно, а что нет. Ведь в дошкольном возрасте мы не только ставим цель научить читать, а еще и стараемся развить мышление, речь малыша, расширить его словарный запас, развить логику, тем самым всесторонне подготавливая его к школе.

Что же касается непосредственно чтения, то оно связано с предшествующим опытом ребенка. Успехи в овладении чтением зависят от многих факторов: личности ребенка, его отношения к книгам, самостоятельности и уверенности в себе, мышлений и чувственного опы­та, уровня развития устной речи. Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, а слов — в предложения. Чем больше к моменту освоения чтения накопилось у ребенка собственного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат.

Как определить, готов ли ваш малыш к обучению грамоте? Возможно, эта анкета, анализирующая общее развитие малыша, поможет вам разобраться.

Развитие познания:

  • Владеет ли ребенок основными понятиями (правый - левый, большой-маленький)?
  • Способен ли понять простейшие случаи классификации?
  • Может ли угадать концовку незамысловатой истории?
  • Может ли удержать в памяти и выполнить минимум три задания?

Базовый опыт:

  • Был ли ребенок в библиотеке?
  • Приходилось ли ему сопровождать вас в магазин, на почту и т.д.?
  • Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в театре, в деревне?
  • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
  • Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него какое-нибудь увлечение?

Языковое развитие:

  • Может пи ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли отвечает на вопросы взрослых?
  • Может ли он объяснить, для чего служат различные вещи, например пылесос или утюг?
  • Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы (на столе, под столом)?
  • 5 Может ли рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре?

Физическое развитие:

  • Хорошо ли ребенок слышит?
  • Все ли в порядке со зрением?
  • Способен ли малыш посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков?

Уровень эмоционального развития:

  • Весел ли ребенок дома и среди товарищей?
  • Легко ли ему "переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня?
  • Перейти к решению новой задачи?

3. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Общение:

  • Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
  • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Зрительные способности:

1, Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы?

2. Различает ли буквы и короткие слова?

  • Может ли заметить отсутствие картинки, если ему показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
  • Способен ли разложить по порядку серию картинок?

5.    Понимает ли, что читают слева направо.

  6 Может ли он сформулировать главную мысль по картинке, проследить связи?

Слуховые способности:

  • Может ли ребенок рифмовать слова?
  • В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки?

3. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?

4 Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Отношение к книгам:

  • Возникает пи у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  • Внимательно и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают?
  • Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?

 

            Анализ предложенных вопросов (чем больше положительных ответов, тем луч­ше) свидетельствует о степени готовности вашего ребенка к овладению процессом чтения. Только не отчаивайтесь, если  ребёнок вдруг оказался не готов. Отложите ненадолго свои старания, переключитесь, скажем, на рисование или спорт. Читать он обязательно научится – всему своё время.


Поделиться: