МАДОУ "ЦРР - детский сад "Академия детства "
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад - "Академия детства»
Добро пожаловать на сайт МАДОУ "ЦРР - детский сад "Академия детства "
  • 8 (34394) 5-17-08, 5-17-03
  • madou82021@yandex.ru

Особенности развития детей с диагнозом « Задержка речевого развития»

Добавлено: 27 октября 2023 11:50
134 просмотра |

 

Дети с диагнозом « Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены,  либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.

Часто  у детей с патологией речи плохо развиты  движения кисти.  Тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.

Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т.е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают  некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.

Активный словарь состоит из 5-10 слов модели СГ (согласный, гласный, МА-МА)

Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило ударный.

Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например «КИ»- КИСКА, МЕХ, ВОЛОСЫ.

Дети с  задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно- просодическую модель слова (сказать выразительно).

Словарь ребенка с ЗРР может включать до 100-150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок .

Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряды слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время. Ребенок может сохранить эту особенность и в период обучения в начальной школе.

Характерная особенность речи детей с ЗРР - неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.

 
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

 

    Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков. Основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

    В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость - основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается устная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.

    Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения стихотворным текстом является мощным, а главное , естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

 

 

РАЗВИТИЕ    МЕЛКОЙ   МОТОРИКИ

 

    Движение  пальцев и кистей рук  имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во 11 веке до нашей эры.

    Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

    Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев.

  • а) Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «ФЛАЖОК», «КИСКА»;
  • Движения пальцев, передающие динамические образы: «ГАРМОШКА»- раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе.
  • Активные движения пальцев  в ритме сопровождающего игру текста стихотворной  форме: «КУЛАК- КУЛАЧОК», «ЛАДУШКИ- ЛАДОШКИ».
  • Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками.
  • Игры с мозаикой.
  • Пальчиковые игры с пластилином.
  • Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик.
  • Действие с ножницами.
  • Действие с толстыми нитками.
  • Действие с крупой, семенами: пересыпание крупы из  одной емкости  в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой  поверхности.
  • Действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой.
  • Действие с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.
  • Действие с мелкими предметами, игрушками.
  • Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.
  • Рисование на бумаге пальчиками.
  • Показ сказок пальчиками.

б) Движения сопротивления: игра «ХОМА- ХОМЯЧОК».

 

    При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности-ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.


Поделиться: