МАДОУ "ЦРР - детский сад "Академия детства "
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад - "Академия детства»
Добро пожаловать на сайт МАДОУ "ЦРР - детский сад "Академия детства "
  • 8 (34394) 5-17-08, 5-17-03
  • madou82021@yandex.ru

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ у детей дошкольного возраста (консультация для педагогов ДОУ и родителей)

Добавлено: 5 декабря 2023 15:24
107 просмотров |

     Слуховое восприятие является основным непременным условием понимания речи окружающих людей, т.к. готовит ребенка к активной речи, а при ее появлении - обеспечивает перспективу формирования всех речевых компонентов: лексики, грамматики, просодики.

 

Развивать слуховое восприятие нужно по следующим направлениям через:
  1. Воспитание неречевого слуха, формирование внимания к звукам окружающего мира.
  2. Игры со звучащими игрушками.
  3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.
  4. Формирование фонематического восприятия.

    Дети раннего возраста различают  неречевые звуки:

  • -по способу воспроизведения;
  • -по темпу повторяющихся звуковых сигналов;
  • -по их ритму;
  • -по силе звуковых раздражителей;
  • -по долготе звучания.
  • -Долгие - короткие;
  • -Высокие - низкие;
  • -Громкие - тихие.
  • -Возьми мишку из машины. И т. д.

    Для воспитания  слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются  звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок с 18-24 месяцев показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Ребенок обязательно  должен уметь сам производить звуки с помощью игрушки.

    Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие  звуки:

    Ребенок учится передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом.

    При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо - зрительное восприятие, т.е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией . Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее переходим к нормальному произнесению слов, а после прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

    Фонематический слух начинает развиваться в раннем возрасте. Дети различают слова, отличающиеся одним - двумя звуками, «МАМА-НАНА», « БАМ- БОМ».

Дети на практическом уровне различают гласные: «КАП-КАП»- «КУП-КУП»,  а также звонкие - глухие согласные «ПАПА- БАБА», мягкие- твердые согласные «МОХ-МЁД».

 

Памятка игр на развитие внимания и слухового восприятия.

*Кто что услышит?

Взрослый издает звуки разными предметами (звонок, бубен, молоточек). Дети отгадывают каким предметом произведен звук.

 

* Узнай по звуку.

Шумы могут быть разными (ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу, ударять о пол мяч...)

За правильный ответ давать фишку.

 

* Угадай, что делать.

Цель. Развивать у детей умения переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.

У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо- опускает флажки вниз.

 

*Кто внимательный?

Цель. Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Ребенок сидит на расстоянии 2-3м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый шепотом дает команды:

-Возьми мишку и посади в машину.

 

* Солнце или дождик?

Цель. Развивать у детей умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Если погода теплая, солнечная -бубен звенит. Если пошел дождь- бубен стучит. Звучание бубна менять  3-4 раза. Можно использовать наглядность -картинки "солнышко" и "дождик".

 

* Беги на носочках.

Цель. Развивать слуховое внимание, координацию и чувства ритма.

Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий- полным шагом, под более громкий -бежит.

 

* Где позвонили?

Цель. Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентацию в пространстве.

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне и звенит в звоночек. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Повторить 4-5 раз.

 

* Угадай, на чем играю?

Показать ребенку муз. инструменты, познакомить с их звучанием. За ширмой играть на инструментах, а ребенок пытается угадать, "чья песенка слышна".

 

*Цапли и воробушки.

Цель. Развивать умение определять темп звучания бубна, обучать ребенка выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

Картинка- цапля. "У цапли ноги длинные, она ходит важно, медленно. Как звучит бубен?" Подражать походке цапель.

Картинка - скачущий воробей. "Воробей прыгает так быстро, как

звучит сейчас бубен". Подражать воробью.

Звучание менять 4-5 раз.

 

*Угадай по голосу, кто тебя позвал?

Можно поиграть с ребенком в семейном кругу.

Цель. Развивать направленность слухового внимания через умение дифференцировать голоса близких людей.

Ребенок становится спиной к участникам игры, которые по очереди, в произвольном порядке называют ребенка по имени. Ребенок должен сказать/указать, кто его позвал.

 


Поделиться: